Для лучшего понимания Джйотиша невозможно обойтись без понимания философии Cанкхья. Предлагаю вспомнить основные предметы учения.
Санкхья (санскр. saṃkhyā – исчисление) – одна из шести ортодоксальных брахманских философских школ, основанная мудрецом Капилой в VII—VI вв. до н. э. Некоторые философы считают, что название школы отражает ее цель – правильное понимание реальности посредством перечисления элементов бытия от исходной причины до всего многообразия материальных объектов.
Санкхья в своём развитии прошла четыре периода от теистического до атеистического и обратно. Теистическая санкхья представлена в Махабхарате, Бхагавад Гите, Пуранах. Атеистическая – в буддизме, ньяя-вайшешике.
Метафизическая теория эволюции
Основополагающей мыслью в учении считается понятие о причине и следствии бытия, при этом и то и другое являются частью одной субстанции, проявленной или непроявленной. Ткань не является чем-то иным, чем нити. Глиняный горшок является по сути тем же самым, что и его материальная причина – глина. Следствие скрытым образом предсуществует в причине, для его проявления нужно внешнее воздействие. В зернышке кунжута уже содержится масло, но чтобы это масло получить, нужно надавить на него.
Признаются две исходные реальности – пракрити (материя) и пуруша (дух, высшее я).
Пуруша инертен, пассивен, неизменен, но обладает сознанием. Пракрити же активна, изменчива, она не имеет сознания, но имеет “руки” и “ноги”, является творческой энергией вселенной. Пракрити – единство противоположностей, первопричина всех материальных объектов. Пракрити состоит из трех гун, находящихся в равновесии. При соединении Пуруши и Пракрити возникает весь проявленный мир. Тригуна выходит из равновесия, начинается процесс дифференцирования, эволюции от тонкой материи к плотным первоэлементам.
Качества Пуруши
Пуруша есть высшее “Я”, которое не принадлежит миру материальных объектов, не является телом, чувствами, умом и интеллектом. “Я” - обладающий сознанием дух, который всегда является субъектом и никогда не становится объектом какого-либо познания. Сознание и есть сама сущность, а не качество “Я”. Пуруша обладает такими свойствами, как:
- Сат. Вечность, истина. Пуруша не поддается и не изменяется под влиянием времени.
- Чит. Чистое сознание, которое не меняется от соприкосновения с материей, не приобретает отпечатки и атрибуты.
- Ананда. Все время растущее блаженство, не имеющее ни начала, ни конца.
Качества Пракрити
Гуна – составной элемент, компонент материи, то, посредством чего работает материя. Гуна переводится как веревка, потому что связывает душу с миром.
- Саттва-гуна. Основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью. Представляет собой природу удовольствия. Объекты, обладающие этим элементом просветляют живое существо, приносят блаженство и счастье.
- Раджо-гуна. Основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением. Представляет собой крайности, будоражит чувства. В нашей жизни раджас является причиной всех страданий, так как заставляет наш ум следовать своим желаниям. Раджас помогает неактивным элементам – саттве и тамасу – выполнять свои функции.
- Тамо-гуна. Основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой. Тамас противостоит саттве - порождает неведение и темноту. Противодействуя раджасу, вызывает в нас леность, сонливость, безразличие.
Продукты эволюции
Итак, преследуя каждый свои цели (Пракрити стремиться быть признанной, а Пуруша – отличить себя от последней, познать себя и тем самым достигнуть освобождения), Пракрити и Пуруша соединяются, нарушая равновесия гун. В бесконечных недрах пракрити начинается волнение, каждая из гун пытается установить господство над другими, и так, в процессе дифференцировки, соединения гун друг с другом в различных соотношениях, создается все разнообразие материальных объектов. Эволюция совершается следующим образом в порядке возникновения:
- Буддхи или Махат. Вселенский разум, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Его задача проявлять себя. Занимается дифференциацией и принятием решений на уровне макро и микро космоса. Будучи принадлженостью индивида, буддхи является интеллектом. Интеллект возникает из преобладания в пракрити элемента саттва. Его естественной задачей является осознавания себя и принятие решений по поводу объектов. Саттвичный интеллект обладает познанием, добродетелью, отрешенностью и превосходством. Если интеллект затронут тамо-гуной, приобретает такие атрибуты, как порок, привязанность, несовершенство, неведение. Пуруша выходит за пределы всех материальных качеств, поэтому буддхи отличается от Пуруши, но ближе всего стоит к “Я”, он отражает сознание “Я” таким образом, что сам становиться разумным, позволяя “Я” отличить себя от Пракрити.
- Ахамкара – эго. Отождествление, формирование понятий “я” и “мое”. За счет такого отождествления “Я” начинает мыслить себя причиной действий, думает, что имеет те или иные качества. Происходит заинтересованность субъекта в объектах, которые теперь мысляться как “мои”.
В аханкаре перобладает одна из гун. Из саттва-аханкары возникают 11 органов чувств (кармендрии, джянендрии и манас). Из тамас-аханкары возникают танматры – тонкие первоэлементы. Раджас-ахамкара обеспечивает их энергией, необходимой для трансформации.
- Манас – психика, ум. Мозг – центральный огран нервно-психичекой деятельности, который контролирует функцию органов чувств и двигательных органов. Манас воспринимает разнородные данные, которые поставляют органы чувств, интерпретируя неопределенные впечатления в ясные и четкие. Манас воспринимает и телесные чувства и себя самого.
Манас, ахамкара и буддхи образуют три “внутренних органа” и перерабатывают впечатления прошлого, настоящего и будущего.
- Танматры – тонкие элементы, родовые сущности. Их невозможно почувствовать обычным восприятием. Звук (шабда), осязание (спарша), форма (рупа), запах (гандха), вкус (раса).
- Махабхута – первоэлементы, грубые элементы. Из тонких элементов образуются 5 первоэлементов, необходимых для вторичной эволюции, постоянной смены, возникновения, распада и пребывания. Изсущности звука возникает эфир (акаша), обладающее качеством звука. Из сущности осязания в сочетании со звуком возникает ветер (вайю), обладающий качествами звука и осязания. Из сущности формы, осязания и звука возникает огонь (теджас), обладающий соответствующими качетвами. Из сущности вкуса, формы, осязания и звука возникает вода (джала или апа). Из сущности запаха, вкуса, формы, осязания и звука возникает земля (притхиви).
- Кармендрия – активно действующие чувства. 5 действующих органов дают возможность говорить, схватывать, ходить, выделять и размножаться.
- Джнянендрия – воспринимающие чувства. 5 органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) воспринимают слышимое, осязаемое, видимое, вкусы и запахи.
Вселенная связана с миром многих “Я”– свидетелей ее существования, она не существует независимо ни от чего. Мир не является ни танцем слепых атомов, ни полем применения слепых механических сил, производящих его без всякой цели: мир служит самым важным целям моральной, или, лучше сказать, духовной, жизни. Если дух является реальностью, то должно быть надлежащее соответствие между моральными достоинствами и радостями или печалями, испытываемыми в жизни. Согласно философии санкхья, превращение Пракрити в мир объектов предоставляет духу возможность наслаждаться или страдать в соответствии с его достоинствами или недостатками. Но конечной целью эволюции Пракрити является сосвобождение (мокша) “Я”. Именно в полной моральных испытаний жизни, в развивающейся вселенной “Я” осознает свою истинную природу.
Возвращение к Пуруше
Наша жизнь переплетена двойственностью. Мы все стремимся к удовольствиям и всячески стараемся избежать страданий. Но все наши кратковременные периоды счастья и наслаждения конечны, и приносят только временное облегчение. Тем, кому удалось избежать все виды страданий (страдания, получаемы от телесных и душевных болезней, от людей, зверей и стихии, от духов и привидений), не устоят перед старостью и смертью. Следует отказаться от бесконечного поиска наслаждений и выбрать менее привлекательную вначале, но более разумную и оправдывающую себя в последствии цель – освободиться от страданий. Главная цель – это муки, освобождения.
Безусловно, страдания вызваны невежеством, неспособностью правильного понимания реальности. Отождествляясь с материальной природой, мы испытывает страдания и счастье. Но “Я” – это трансцендентная сущность, чистое сознание, свобода, вечность и бессмертие. Изменяющиеся состояния и процессы ума, которые мы называем эмпирическим сознанием, не принадлежат “Я”. “Я” является наблюдателем душевных изменений, равно как и телесных или физических изменений, но оно столь же отлично от первых, как и от вторых. “Я” выходит за пределы пространственно-временного и причинно-следственного порядка существования. “Я” вечно и бессмертно потому, что оно не произведено никакой причиной и не может быть разрушено никоим образом. Все чувства и эмоции, физические ощущения являются следствие материального ума и интеллекта. Пуруша же из-за неведения не может отличить себя от Пракрити, приписывая все эти переживания себе. Следуя из этого понимания, освобождение от страданий приносит отличение “себя” от “не себя”, непосредственное познание того факта, что “я” - это не мое тело, ум и интеллект.
Для такого осознания существует бесчисленное количество путей и практик, различных видов йоги, но это уже совсем другая история.